Заканчивается очередной сезон. Где-то уже морозы сковали реки, а где-то еще владельцы катеров используют последние теплые деньки. Зима не за горами, осень берет свое. Настала пора подумать о зимовке своих плавательных средств.
Как проводить консервацию? В каком объеме? Какие жидкости использовать и где их брать? Обращаться к специалистам или можно выполнить задачу своими силами? Что необходимо для этого? Эти вопрос в конце лета возникают у владельцев водномоторных средств.
То, что консервация необходима, не должно подвергаться сомнению. В этой статье мы рассмотрим вопросы, связанные с консервацией двигателей. Однако не следует считать, что сам катер и его оборудование не требуют подготовки к зиме.
Главными факторами при подготовке двигателя к длительному хранению являются его защита от коррозии и повреждений, вызванных остатками влаги, а также сохранение работоспособности топливной и других систем двигателя. Независимо от того, сколько времени вы планируете не использовать мотор, консервацию нужно проводить в полном объеме.
При всем разнообразии двигателей, попадающих на наш рынок, крайне трудно владеть достоверной информацией по процедурам обслуживания мотора именно вашего катера. Такой информацией располагает только уполномоченный дилер. И только у него есть официальная техническая документация, специально обученный персонал, полный набор необходимых для консервации и ТО жидкостей, а кроме того — оборудование, которое потребуется для проведения работ.
Владельцам же стационарных моторов настоятельно не рекомендуется заниматься самодеятельностью, так как обслуживание данного типа двигателей требует особого внимания, навыков и хорошего знания модельного ряда. Это в основном связано с ограничением доступа к местам расположения сливных пробок системы охлаждения, часть из которых может быть просто не удалена при консервации, что приводит к не полному удалению воды и дальнейшему ее замерзанию.
Отдельно отметим: если двигатель находится на гарантии, то самостоятельное проведение работ с двигателем может привести к снятию его с гарантийного обслуживания.
Также необходимо учитывать, что различные двигатели консервируются по-разному. Так консервация 2-тактника несколько отличается от консервации 4-тактника.
Итак, если вы приняли решение провести консервацию двигателя самостоятельно, то следует прислушаться к нашим рекомендациям.
Изучите раздел инструкции посвященный подготовке к хранению.
Приобретите у дилера все необходимые специальные инструменты и материалы (масла, смазки, жидкости).
Для 4-тактного двигателя необходимо выполнить следующее:
1. Залить в бензин стабилизатор топлива в необходимой пропорции, подключить смесь к двигателю и дать поработать мотору до тех пор, пока смесь не заполнит всю топливную систему;
2. Смажьте все детали подвесного двигателя согласно графику проведения технического обслуживания для данного мотора;
3. Напылите на наружные металлические поверхности (за исключением антикоррозийных анодов) специальную антикоррозийную смазку;
4. Отверните свечи зажигания и впрысните в цилиндры небольшое количество моторного масла;
5. Несколько раз вручную проверните маховик, чтобы распределить моторное масло по стенкам цилиндра. Маховик необходимо вращать медленно, свечи при этом закрепляются на корпус двигателя. После этого установите свечи на место;
6. Замените масло в двигателе;
7. Замените масло в редукторе.
Для 2-тактного двигателя необходимо выполнить следующее:
1. Залейте в бензин стабилизатор топлива в необходимой пропорции, подключите смесь к двигателю и дайте поработать мотору на нейтрали, пока смесь не заполнит всю топливную систему. При этом не следует забывать про охлаждение;
2. При работе двигателя на большой скорости холостого хода отсоедините выносной топливопровод и прекратите подачу топлива. Когда двигатель начнет глохнуть, быстро распылите в карбюратор защитный состав, пока двигатель не остановится из-за отсутствия топлива;
3. Отверните свечу зажигания и в течение 5 секунд распыляйте защитный состав по внутренней поверхности цилиндра;
4. Вручную несколько раз медленно проверните маховик, чтобы распределить защитный состав по внутренней поверхности цилиндра. Установите на место свечи зажигания;
5. Смажьте все детали подвесного двигателя согласно графику проведения технического обслуживания для данного мотора;
6. Напылите на наружные металлические поверхности (за исключением антикоррозионных анодов) антикоррозийную смазку;
7. Замените масло в редукторе.
Не забудьте проследить, чтобы из системы охлаждения двигателя была удалена вся вода. Хранить подвесные лодочные моторы лучше вертикально. В данной статье изложены общие моменты подготовки к хранению большинства двигателей. При консервации каких-то отдельных двигателей могут требоваться дополнительные меры. Они обязательно указаны в инструкции по эксплуатации.
Хранить двигатель - дизельный или бензиновый - несложно. Масло в двигателе и реверс редукторе так же, как и элементы масляного и топливного фильтра, меняют. Узел сепарации воды и удаления осадков высушивают и очищают. Все движущиеся части внутри и снаружи двигателя покрывают маслом или смазкой, предотвращающей коррозию. Воду из системы охлаждения удаляют. Для этого прогоните двигатель всухую в течение одной или двух минут, пока из выхлопной трубы не перестанет идти вода, после этого необходимо заполнить наружный контур охлаждения двигателя раствором антифриза. Электростартер опрыскивают специальным составом для удаления влаги и закрывают пластиковым мешком. Когда двигатель остынет и станет чуть теплым, протрите его сухой ветошью, укройте чехлом и вытрите конденсат с внутренних поверхностей моторного отсека
Двигатель в течение зимы периодически прокручивают и в смазочные отверстия капают масло. Целесообразно оставить на двигателе записку с перечнем деталей, которые надо заменить, прежде чем запускать его снова. И, наконец, закройте кингстон, поставьте деревянную заглушку в выхлопную трубу, а также в отвод водяной системы. Плотно закройте люк в моторный отсек, предварительно повесив в него мешочки с силикогелем.
Электрическая система
Необходимо демонтировать аккумуляторные батареи из судна и хранить в сухом, теплом помещение, причем щелочные аккумуляторы должны быть разряженными, а кислотные - полностью заряженными. Так же, рекомендуется демонтировать приборы радионавигации (УКВ станцию, GPS, радар и т.д.). Все электрические контакты и клеммы, по возможности надо обработать специальным составом для консервации электрооборудования.
Водяная и фановая система
Нужно открыть краны и откачать воду из водяных танков. Потом добавить в танк примерно 8 . 12 литров нетоксичного раствора антифриза и прокачать еще раз водяную систему. Так же можно отсоединить шланги от помпы и дать возможность воде самотеком покинуть танк. Найдите самую нижнюю точку в системе и отсоедините ее. Откройте все краны, чтобы вся вода вытекла из трубопровода. Если есть возможность, используйте короткий кусок шланга. Оденьте его на выход каждого крана и прокачайте воздухом через них трубопроводы, чтобы удалить остатки воды из системы. Разбавленный раствор воды с питьевой содой поможет очистить систему. На водяном бойлере необходимо открыть спускной кран и полностью освободить от воды, после этого необходимо прокачать танк воздухом. Оставить спускной кран открытым на все время хранения. При консервации туалета и фекального танка, надо откачать воду из унитаза, потом заполнить его раствором антифриза с водой (50/50), после этого прокачать систему и заполнить фекальный танк раствором.
Паруса
Все паруса следует хранить чистыми, сухими, не измятыми. Небольшие (до 12 м2) паруса стирают мылом и щеткой в ванне с горячей водой. Большие паруса расстилают на чистом цементном полу и моют мыльной водой с помощью щетки, после чего споласкивают.
Участки, пораженные плесенью, отскребают, затем погружают часа на два в раствор хлорной извести, после чего стирают и полощут. Грязные и масляные пятна удаляются с помощью трихлорэтилена. Частицы металлической пыли, которые могут присутствовать в масляных пятнах, а также ржавчину удаляют слабым теплым раствором соляной кислоты (2 части концентрированной кислоты на 100 ч. воды), затем эти места застирывают и прополаскивают. Пятна от лака выводят с помощью трихлорэтилена, после чего обрабатывают их смесью ацетона с амилацетатом (в равных пропорциях).
О том, хорошо ли высох парус и можно ли его убирать, судят, как правило, по влажности лат-кармаиа. При уборке латы оставлять в карманах не следует. Складывают паруса следующим образом. Грот и стаксель нужно сложить гармошкой, так чтобы линии сгибов были параллельны нижней шкаторине, затем скатать в рулон от передней шкаторины к шкотовому углу. При этом необходимо следить, чтобы сгибы не приходились все время на одно и то же место. Вертикальных перегибов следует избегать по возможности больше, чем горизонтальных.
Мачты и рангоут
Следует на зиму снять и разоружить, освободив их от всех съемных деталей. Хранить мачты необходимо в горизонтальном положении, причем, чем больше будет подпорок, тем лучше - мачта не прогнется.
Полый металлический рангоут необходимо вымыть снаружи и изнутри водой, высушить и покрыть слоем парафиновой смазки.
Такелаж
Стоячий и бегучий такелаж, швартовые и якорные концы нужно промыть, высушить и тщательно осмотреть: нет ли на них лопнувших прядей, погнутых шпилек и других неисправных или заржавевших деталей. Демонтировать из цепного ящика якорную цепь и якорь, тщательно промыть пресной водой, просушить. После этого, желательно сложить якорную цепь в сухое, вентилируемое помещение. Так же, необходимо демонтировать верхнюю часть шпиля или брашпиля, аккуратно очистить и смазать их морской тефлоновой смазкой, после этого собрать. Обратите внимание, чтобы смазка была вокруг края наружной поверхности шпиля с палубным уплотнителем. Стальные тросы необходимо на зиму смазать. Все тросы рекомендуется свернуть в бухты и подвесить на крюки в рундуке, снабдив каждый ярлычком, чтобы облегчить процесс вооружения яхты весной.
И в заключение еще один совет: подготавливая ваше судно к зимнему хранению, тщательно осмотрите его и составьте дефектную ведомость - список того, что надо заменить и отремонтировать. Многое из этого вы сможете заказать и сделать до начала следующей навигации. Своевременные работы по заказу необходимого оборудования и консервации вашего судна на зимнее хранение, позволят вам в дальнейшем избежать непредвиденных расходов и продлят срок эксплуатации вашего судна.